Arvi the Hacker (Арви Хэкер) (arvi) wrote,
Arvi the Hacker (Арви Хэкер)
arvi

Categories:

Интерстеллар

«Интерстеллар» переводится на русский язык, как «Межзвёздный». Также это название фильма, с премьеры которого я только что вернулся. Фильм идёт дальше — речь в нём не просто о первом межзвёздном, но о межгалактическом путешествии. Причём значительно конкретней, чем в «Туманности Андромеды». Я ещё не предупредил, что будут спойлеры?

Если кратко, то посмотреть фильм стоит. «Интерстеллар» пытается угодить всем, и у него это получается.

Во-первых, это научная фантастика. И в ней уже нет глупых попыток сделать всё наоборот — «не так, как у советских». Никто уже не выдумывает злого Дарт Вейдера из панического страха перед нашим советским героем Дар Ветер, не пытается противопоставить звёздные войны нашему «мирному космосу», а науке и Партии — космическую магию и духовные ордена. Наоборот. Некоторые технические моменты, вроде стыковки в атмосфере с повреждённым судном, действительно впечатляют. Восхваляется научная «суперсила» — мужество, знания и опыт. Кристофер Нолан провёл показательную работу над американскими жанровыми ошибками. Когда показывают вид из космоса, звук отключён. Нет даже фоновой музыки. Взрывы в тишине весьма эффектны и как бы намекают на отличие от «Звёздных войн», которую критиковали за «звук в вакууме». Червоточина показана шарообразной, в отличии от «Farscape», и этому дано научное объяснение.

Во-вторых, выполнен религиозный социальный заказ. Фильм напичкан мистикой и понравится искателям всяких знаков и высших сил. При этом, как неизбежно в буржуазном мире, наука поставлена на службу религии. Как в «Матрице», поднимается тема избранности — и того супермена, кто служит Избранной. Всякая чертовщинка — призраки, полтергейсты — имеет строго научное «обоснование». И оно даже строже, чем у современных «учёных», прислуживающих клиру. Ищущих доказательства «всемирного потопа» или «разумного творения». «Интерстеллар» из того же поколения н/ф, что и «Прометей» — но значительно ближе к науке. Взять тот же манёвр разгона, пользуясь сильным тяготением чёрной дыры.

В фильме показан дух человека, настойчивость, жажда жизни, доверие, восхваляются семейные ценности. «Интерстеллар» рассчитан на детей от 12 лет и в нём нет грубого давления на эмоции с помощью обнажёнки. С помощью куда более тонких средств достигается сильный слёзогонный эффект. Я неоднократно слышал всхлипывания в кинозале и ясно понимал, почему. На «Хоббите» я брал с собой в зал Кока-колу, чтобы не заснуть. И всё равно пару раз вздремнул. «Интерстеллар» — длинный фильм, но все свои 3 часа уверенно держит зрителя в эмоциональном напряжении.

«Интерстеллар» развивает древнюю тему Ефремова о связи гравитации и любви, притяжении небесных и человеческих тел. Космонавты точно знают приоритеты. Это уже бесспорно и много раз подчёркивается, что чувства необходимо оставить, есть вещи важней. Делается это без того, чтобы опорочить человеческие чувства, как поступают некоторые религии. Наоборот, показана в своём роде история способности преодолевать свои чувства и умения принимать последствия таких решений. Показано без прикрас, что мы теряем — наоборот, даже чуть приукрасили то, что при таком подходе можно потерять.

Как всегда в американском кино, дважды вылит ушат помой на учёных, двух разных учёных — вбивается клин между мудростью и интеллектом. Показывается, что «умникам» нельзя доверять и образованный человек может быть бесчестным. Особенность «Интерстеллара» в том, что Нолан профессионал и точно знает, что делает. Поэтому вместо тупого использования американского образа «сумасшедшего учёного» он использовал разные творческие средства для того, чтобы посеять недоверие к учёным. В буржуазной системе, где учёные не обладают средствами для проведения своих исследования и нищенствуют, пресмыкаясь перед богачами за «гранты», такое недоверие к учёным может быть оправдано. Например, в постсоветской России я встречал некоторых таких «экземпляров» среди «профессоров» компьютерной безопасности, у которых коммерческие интересы преобладали над моралью. В фильме показаны границы доверия этим деятелям науки.

«Научная» мистика двухслойная. Одному слою мистики (взаимодействие главного героя Купера со своей дочерью Мерф и коллегой Амелией) дано правдоподобное объяснение. Второму (взаимодействие главного героя с «высшей силой») дан лишь намёк. Как в анекдоте «ты же у меня умная, придумай что-нибудь сама». Обычно в н/ф фильмах есть лишь одна из этих сторон, отделяя «твёрдую» н/ф от «мягкой». Нолан решил продемонстрировать своё мастерство и подчеркнул обе. Мистику можно долго трактовать-расшифровывать, например как «высшие силы» руководили главным героем, готовя его к межгалактической миссии по спасению человечества ещё со времени самолётного катапультирования (первые кадры фильма).

Кадры, где космонавт в скафандре НАСА летает позади книжного шкафа, сильно напомнили мне мистические «Космические одиссеи» Стэнли Кубрика. С другой стороны, это общение десятилетиями, с помощью множества книг, напоминает о том, как мы гоним человечество в космос. Обращаясь к сердцу читателей разного возраста.

Фильм не в стерео 3D, но влияние технологий 3D чувствуется. Сильно, даже вычурно используется фокусировка/дефокусировка для придания сцене объёма. Уделено внимание перспективе и композиции разных планов. Но самое главное, почему я советую смотреть «Интерстеллар» в хорошем кинотеатре, это басы.

Низкие частоты в фильме использованы не для звука, а для передачи вибрации. Когда на экране тряска, из-за сильных басов в нужном ритме сотрясается тело зрителя — как на аттракционе. Дешёвые эффекты встроены по одному разу. Какой же американский фильм без кричащей девочки? А вот то, как женской мимикой показан разгон корабля, меня позабавило. Весьма эротично. Купер несколько раз прикладывается к бутылке, рассуждая об освоении космоса. Его дочь устраивает драки за правду об освоении Луны американцами — в мире, где фальсификация «Аполлона» общепризнанна.

Искусственная гравитация на космическом корабле-станции получается не инопланетной магией, а вращением. Из-за этого «вращения» зрителя начинает мутить. Не знаю, насколько такой эффект запланирован, но сценарист о нём явно знал. В момент, когда уже хочется выплеснуть содержимое своего желудка, на экране появляются таблетки от тошноты. В кинозале, вроде, никого не вырвало. Но когда я возвращался в Москву из кинотеатра IMAX, тряска в маршрутке одного мужчину всё-таки добила. Так что рассчитывайте свои силы. Кушайте перед фильмом только известную пищу. Закрывайте глаза, если невмоготу — и надейтесь, что этот противный эффект достигается не звуковым воздействием.

Для тех, кому это важно. «Хороший» негр в фильме есть, геев вроде нет. Тело робота не сильно напоминает человеческое. После «Battlestar Galactica» это освежает. Также робот здесь друг человека, как в традиционной н/ф. Никаких «восстаний роботов», хотя некоторые шуточки на эту тему были. В отличии от учёных, технологиям можно доверять. Такое не в каждом фильме встретишь.

В «Интерстеллар» сюжет завязан на научную фантастику, что не может не радовать. И хотя за основу взята модная у американцев тема «червоточин», хотя несколько съехали на попсовые «путешествия во времени» и чуть-чуть не ударились в «параллельные измерения», науку старались сохранить. Есть некоторые ограничения на топливо, его не бесконечное число. Несколько раз хвалится теория относительности, демонстрируется разница течения времени в разных системах отсчёта. И хотя в дальнейшем челнок традиционно взлетает и садится с помощью магии, при его первом взлёте нам всё-таки показали отделение ступеней.

Экологической катастрофе, что случилась на Земле, уделено мало времени. Можно предположить, что виной всему какой-то патогенный микро-организм, который разрушает кислород и питается азотом(?). Отчего-то катастрофа приводит к пылевым бурям (Земля превращается в Марс?), вымирают растения и, возможно, домашние животные. Очередь за человеком.

Какие именно решения ищут учёные НАСА, я с первого раза не понял. Поняли ли переводчики или надо смотреть на английском? Возможно, это секрет гравитационных двигателей — то, что помогло перенести человечество с Земли к Сатурну и что будет помогать осваивать новую галактику. Надеюсь, после решения этих уравнений у человечества сил хватит на полёты к другим десяти космонавтам. Пока всё выглядит так, что сработали оба плана — запасной («план Бэ», спасение генофонда) и основной («план А», спасение людей). В конце фильма главный герой хочет полететь сквозь чревоточину в каком-то «истребителе». Их стоит несколько в ангаре. Понятно, что хороших пилотов мало. Но почему бы добровольцам не попытаться вытащить десятку героев, спящих в анабиозе, которым не повезло с планетами — сейчас или чуть позже?

Не очень понятен механизм записи данных из чёрной дыры в часы. Как можно менять скорость движения часовой стрелки, понятно. Но как механические часы сохранили историю этих изменений и передали записанный код Мерфи — тут нестыковка.

Моя трактовка, что здесь зашифрована передача информации с помощью невинных приложений «часов». Эта тема развивалась у американцев ещё в «Space Quest»'е — где послание от авторов компьютерной игры было зашифровано в титрах после выигрыша.

«Интерстеллар» развивает жанр н/ф. Он вобрал в себя много хорошего из идеи Циолковского использовать художественную форму для популяризации науки и освоения космоса. Но направление развития жанра — помощь той цивилизации, которую мы к сожалению имеем после разрушения советской власти. Со всей её мистикой и суевериями, пронизывающими общество и используемыми для управления людьми, как высшая мотивация. Того стержня абсолютного доверия науке и использования её для воспитания логики, для развития личности и общества, отыскать в «Интерстеллар» сложно. Вместо этого наука, повторюсь, поставлена на службу уже существующим суевериям и представлениями — наукообразно популяризуя их. Но делая это куда менее нагло, чем в «Звёздных вратах» и попутно отдавая дань, прислуживая науке.

Только в самом конце фильма остро чувствуешь умело скрытый политический заказ. Талантливый профессионал бросает семью, улетев на долгие годы и посвятив себя до конца работе, выжимающей из него все соки. Из-за того, что он работал лучше других, ему позволяют вытащить из бессмысленного и обречённого прозябания и свою семью. Традиционно американская история о спасении человечества в «лучший мир», о нахождении себя в эмиграции, среди таких же эмигрантов. Не знаю, раскрыл ли я в этом обзоре все планы этого многопланового фильма. Это лишь моё первое впечатление от «Интерстеллар», лучшего н/ф фильма 2014 года.

Ещё обзоры: 1, 2, 3, 4
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments