Arvi the Hacker (Арви Хэкер) (arvi) wrote,
Arvi the Hacker (Арви Хэкер)
arvi

Categories:

Звёздные войны, эпизод 1 в 3D

Несколько часов назад вернулся из кинотеатра IMAX в Химках, где смотрел первые трёхмерные «Звёздные войны». Это моё первое посещение гигантского экрана и первая попытка Джорджа Лукаса снимать трёхмерное кино. Фильм начался с предупреждения, что это не настоящий формат IMAX.

Действительно ли экран высотой в семь этажей — 17,5 метра, как говорит реклама? Ну, человеческий рост он превышает во много раз — люди на фоне него кажутся карликами. Экран уходит немного вниз — на первый ряд поднимаешься по лесенке, как бы на этаж вверх. И каждый следующий ряд, а их 11, значительно выше предыдущего. То есть голова даже высокого человека ничего не закрывает, её не видишь.

Весь зрительный зал находится в гигантском здании «Капитолия», раньше назывался «Рамстор-СИТИ», а теперь «Ашан-СИТИ». Несмотря на свой размер, затемнённый кинозал смотрится скромно. Само же здание торгового комплекса впечатляет — огромные залы с эскалаторами и переходами над бездной, несколько весьма крупных супермаркетов навроде «Медиа Маркета», каждый из которых сам по себе потрясает воображение своими размерами. До этого кинотеатра и обратно ходит от метро бесплатный автобус. Остановка которого, правда, немного далековато от метро. Зато донельзя близка к кинотеатру.

Билет на один сеанс стоит немного дешевле, чем лицензионный Blu-ray диск и дороже, чем лицензионный DVD-диск. Людей было много, несмотря на весьма позднее время — сеанс шёл с восьми до десяти ночи. Все группировались на VIP-местах в центре зала, т.к. разница в цене билета была ничтожной. Разницу в креслах с эконом-классом я не обнаружил, эти места просто сбоку. Поп-корн продавался дороже, чем самые дорогие бутерброды с мясом в фаст-фуде. Выбор фаст-фуда большой, включая вегетарианское кафе.

Очки нам раздавали дважды — сначала чёрные, а потом серые. Видимо, аппаратура поддерживает разные виды 3D-технологий. Под этот шумок дважды показали рекламку «Ледникового периода». Серые подошли лучше, в них всё было видно просто замечательно. Я уже видел трёхмерное кино в «Атриуме» на Курской, на обычном экране. Поэтому эффекты «вылезания» картинки из экрана и «проваливания» взгляда в экран, будто там большая театральная сцена, мне были знакомы. Это именно стерео-3D, как на Nintendo 3DS — то есть не голограмма, когда можно зайти сбоку и увидеть сцену с другого ракурса. Нет, здесь всего лишь две плоские картинки, заранее рассчитанные для левого и правого глаза. Но, раз уж у нас всего по два глаза, такой трюк действует безотказно и кажется, что картинка действительно объёмна.

Я сидел на 8 ряду (центр зоны VIP) и, когда надел очки, экран полностью закрывал моё зрения. Когда я глядел вперед, в очках ничего больше толком и не было видно, помимо экрана. Кто из вас сейчас читает это в очках, вам легко себе это представить — угловой размер экрана чуть меньше оправы ваших очков. На самом деле то, что происходит по краям поля зрения, воспринимается глазом с трудом и мне часто, смотря фильм, приходилось вертеть головой, чтобы лучше разглядеть происходящее на экране. Несколько раз я просто не успевал повернуть голову и сфокусировать взгляд, как сцена менялась. Но обычно я просто пропускал из-за этого несколько секунд сюжета. Для глаз подобная деятельность естественней и полезней, чем часами поддерживать фокус на одной и той же плоскости экрана.

Давайте сразу скажу, что не понравилось. Сейчас фотоаппарат перестал быть роскошью и многие знают, что такое ГРИП и боке. На двумерных фотках эта техника использовалась, чтобы «придать объём» — подчеркнуть основной объект резкостью, при этом «размыв» задний или передний план. Эта техника мне никогда не нравилась. Я всегда был за то, чтобы снимок нёс максимум информации. Никто не знает, какая часть снимка станет бесценной через, скажем, пару веков. Тем не менее, в двухмерном кинематографе этот приём активно использовался, чтобы навязать зрителю то или иное восприятие сцены. То, куда режиссёр хотел направить наше внимание, снималось в фокусе. То, что режиссёр решил не заострять в кадре, снималось расплывчато. Иногда это ударяло по фанатам «Звёздных войн», любящим ловить в кадре мелкие инопланетные детали и спорить по их поводу. Играя фокусом, даже в двухмерных картинах можно было направить наш взгляд «вглубь» или «наружу» сцены — и это имитировало работу наших глаз. Ведь когда мы, например, сосредоточили глаза на мониторе, картинка на обоях видна не столь хорошо… поэтому при просмотре плоских картин я не особо ворчал на этот трюк.

В «Звёздных войнах 3D» Лукас снял настоящую трёхмерную картинку, большей частью с талантливой композицией. Но старая «размытость» заднего плана осталась! Например, показывают крупным планом королеву Набу. Мы видим её лицо, нос, волосы, замысловатый головной убор с косичками-висюльками. Всё это объёмное, красивое и резкое. Но задний план будет размыт — даже если мы переведём туда взгляд (и «размоем» королеву), то увидим хорошо сфокусированную, но почему-то размытую картинку. Хотя бывают сцены, детали в которых можно рассматривать до бесконечности, и на переднем, и на заднем планах, в большинстве сцен режиссёр навязчиво диктует нам, куда именно надо смотреть. Возможно, это связано с тем, что так обстояли дела в плоской версии картины и заново все чёткие планы из размытых, увы, не восстановить. Мне больше нравится подход Nintendo 3DS, когда все объекты просчитываются и выводятся в реальном времени, а «размытость» получается естественно, когда ты смотришь на один из них. Там используются другие способы привлечения внимания человека.

Вторая вещь связана с кинотеатром, точнее с цифровыми технологиями, которые были использованы при показе «Звёздных войн». Процессор не справляется с расчётом быстро движущихся и меняющихся объектов. Например, если камера или объект начинает двигаться, разрешающая способность резко падает, ухудшается чёткость и мозгу сложно интерпретировать, что за вихрь показан на экране. Когда движение останавливается, резкость сразу увеличивается и можно рассматривать картинку в невероятных деталях. Даже захотелось иметь возможность сделать стоп-кадр. :-)

Как ни странно, понравились титры. Если первые, уходящие вдаль, были чересчур пафосны — красиво, но читать неудобно, то субтитры и завершающие титры смотрелись прекрасно, на своей отдельной плоскости. К сожалению, на середине заключительных титров кинотеатр перестал показывать их в 3D и вернулся к плоскому экрану.

Космические сражения, планеты, корабли, взрывы и персонажи тоже в 3D смотрятся отлично и добавляют реалистичности, помогают поверить в происходящее. Голограммы связи наконец-то приобрели объём. Сцена, когда встретились уходящие вдаль яды гунганов и дройдов, смотрится невероятно хорошо в 3D. Но зачем-то удалили кадры, когда Анакин оглядывается и бежит к Шми. Также многие острые места русской озвучкой стёрты. Когда во время путешествия через ядро Оби-Ван ворчит, что Квай-Гон слишком сильно «успокоил» Джа-Джа. Когда Квай-Гон берёт кровь, якобы на инфекцию, а Анакин обещает побывать на каждой из планет. Когда ещё не знакомые с Анакином джедаи, по прибытию на Татуин, чувствуют возмущение в силе. Все эти моменты смазаны переводом так, что их особый смысл потерялся. Решение Амидалы вернуться на Набу, к своему народу, тоже «в оригинале» озвучено более драматично. В слове «джедаи» ударение стало на первый слог, это тоже непривычно.

Большинство сцен снято настолько хорошо в 3D, что задаёшься вопросом — может, так они и задумывались? В некоторых сценах какие-то объекты на переднем или заднем плане кажутся специально введёнными для ощущения объёма, глубины сцены. Например, рыбы, проплывающие мимо камеры во время первого путешествия в подводный город гунганов. Есть и невзрачные, почти плоские, сцены, но их очень мало. Очень хорошо выглядит вид из окна или иллюминатора, причём любого. Ушки у Йоды неплохо подрагивают. :-)

В целом трёхмерный фильм больше занимает внимание, чем старый. Многие сцены хочется пересматривать по несколько раз, наблюдая, что происходит в различных уголочках гигантского трёхмерного экрана. Обычно ты не успеваешь рассмотреть всё интересное, как сцена меняется. Но некоторые сцены затянуты, что позволяет насладиться деталями.

Во время просмотра фильма я утвердился в своём мнении, что будущее именно за 3D, а плоские фильмы постепенно станут такой же экзотикой, как чёрно-белые или немые. Мне понравилось, хотя этой технологии явно есть, куда развиваться.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments