Arvi the Hacker (Арви Хэкер) (arvi) wrote,
Arvi the Hacker (Арви Хэкер)
arvi

Categories:

Экологическая катастрофа на Тамани.




==================================================================
"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"
информационная рассылка
------------------------------------------------------------------
<12 ноября 2007>
                                 
                   ТАМАНЬ ИСПРОБОВАЛА ВКУС НЕФТИ
                                 
       Вина за экологическую катастрофу в Керченском проливе
      лежит на властных структурах России и Украины, а также
         компаниях, занимающихся перевалкой опасных грузов

  11  ноября  2007г.  в  Керченском проливе  на  рейдовой  якорной
стоянке   №450,   входящей   в   сферу   ответственности   морской
администрации  Керченского порта (Украина), а  также  на  рейдовом
перегрузочном    комплексе   "Таманский",   входящем    в    сферу
ответственности  морской  администрации  портов  Темрюк  и  Кавказ
(Россия),  произошло массовое крушение судов с  опасными  грузами.
Причинами  этого стали штормовая погода, техническая  неготовность
судов  к  работе  в  подобных погодных  условиях  и  пренебрежение
капитанами судов штормовым предупреждением.
  Первым  потерпел  катастрофу  на рейдовой  стоянке  №450  танкер
"Волгонефть-139", на борту которого находилось 4,77  тонн  мазута.
Он  буквально переломился пополам. Далее в течение полутора  часов
затонули   один   за   другим   три   корабля,   груженые   серой.
"Вольногорск", на борту которого находилось более 2,6 тысячи  тонн
серы;  "Нахичевань"  (2 тысячи тонн серы) и "Ковель"  (2,1  тысячи
серы).
  Кроме   того,   получил  повреждение  танкер   "Волганефть-123",
сорвало  с  якорей груженные мазутом несамоходные баржи  "Дика"  и
"Диметра". К счастью, эти аварии, по имеющейся на настоящий момент
информации, к разливам нефтепродуктов пока не привели.
  В  результате  произошла  крупнейшая  экологическая  катастрофа.
Значительная  часть  побережья  Таманского  полуострова  оказалась
залита  нефтепродуктами. Полностью залита нефтью коса  Тузла  (см.
фотографии  в  приложении),  коса  Чушка  со  стороны  Керченского
пролива,   побережье  возле  поселков  Ильич  и  Приазовский.   На
побережье   Азовского  моря  нефть  достигла  мыса  Каменный.   По
побережью  Черного  моря  нефть  дошла  до поселка Волна  в  южной
части  Таманского полуострова.
  Критичность   катастрофической   ситуации    усугубляется    тем
фактором,  что пострадал регион чрезвычайно ценный  и  уязвимый  в
природном  отношении. Керченский пролив является  водоемом  высшей
рыбохозяйственной  категории, здесь  проходит  путь  миграций  рыб
между   Азовским  и  Черным  морем,  в  том  числе  многих  видов,
включенных  в  Красные  книги  РФ и  Международного  союза  охраны
природы  (МСОП).  В  результате  загрязнения  моря  нефтью  рыбным
ресурсам  нанесен  колоссальный ущерб.  В  загрязненной  акватории
обитает  дельфин-афалина, также охраняемый согласно  российской  и
международной  Красной  книгам.  К  Керченскому  проливу прилегает
Тамано-Запорожский заказник, созданный в 1967 году. Его  природные
комплексы  также сильно пострадали. Вся коса Чушка, весь  западный
берег  и южная оконечность которой залиты нефтью, входит в  состав
этой  особо охраняемой природной территории, которая в  1996  году
Распоряжением Правительства РФ внесена в перечень особо охраняемых
природных территорий побережий Черного и Азовского морей,  имеющих
федеральное  значение. Заказник создан, прежде всего,  для  охраны
птиц.  В  результате загрязнения нефтью уже погибли десятки  тысяч
птиц.  Не  меньшее  количество  покрытых  нефтяной  пленкой   птиц
обречены на гибель. Спасать их никто не собирается.
  Анализируя   причины   произошедшего,   представители   властных
властных  России  и  Украины не говорят о принципиальных  причинах
катастрофы,  которые  лежат  отнюдь не в  плоскости  форс-мажорных
погодных  условий и ошибок капитанов. Ибо эти причины касаются  их
собственных решений.
  Корни случившегося лежат в том, что в Керченском проливе в  1999
году  в  составе  российского  порта Кавказ  был  организован  так
называемый  рейдовый перегрузочный комплекс (район) "Таманский"  v
фактически новый "плавучий" нефтехимический порт, через который по
примитивной технологии с борта на борт началась массовая перевалка
нефти,  нефтепродуктов, серы и удобрений  с  маломерных  судов  на
крупнотоннажные.  Украинский  порт  Керчь  также  начал   подобную
рейдовую  перевалку  на  якорной  стоянке  №450  в  2001  году.  В
результате,  в  Керченском  проливе на рейде  постоянно  находится
большое  количество  судов  с  опасными  грузами.  Что,   в   силу
чрезвычайно  сложных  для навигации условий  Керченского  пролива,
обусловленных   такими   факторами,  как  мелководность,   высокие
ветровые  нагрузки (штормовые ветры со скоростью более  15  м/с  в
этом  районе  отмечаются в среднем в 28% дней в году),  отсутствие
каких-либо естественных укрытий для судов, возможность образования
смерчей  представляет  собой мину замедленного  действия,  которая
рано  или  поздно должна была взорваться. В Керченском  проливе  в
принципе нельзя было организовывать такой нефтехимический порт.
  Мотивом подобного решения стали большие экономические выгоды  от
такой  перевалки  опасных  грузов. Экологические  угрозы,  которые
несла  рейдовая  перевалка опасных грузов  в  Керченском  проливе,
оказалась    на   втором   плане.   Интересы   частных   компаний,
заинтересованных  в  перевалке опасных грузов для  государственных
органов оказались важнее экологической безопасности.
  При  этом,  ни  в порту Кавказ, ни в Керченском  порту  не  были
организованы  эффективные  системы ликвидации  аварийных  разливов
нефти.  Эти  порты  не  были обеспечены необходимыми  техническими
средствами  для  сбора  разлившейся нефти.  В  порту  Кавказ  даже
отсутствуют  емкости  для  сбора нефти в  результате  разливов,  и
сейчас  разлившуюся  нефть, которая будет собрана,  просто  некуда
девать.
  Власти и компании виновны также в том, что для перевалки опасных
грузов  в  Керченском проливе использовались суда,  технически  не
пригодные  к эксплуатации в сложных штормовых условиях.  Иначе  бы
танкер "Волгонефть-139" не раскололся бы надвое как скорлупка.
  Масштабное   загрязнение  моря  нефтью,   безусловно,   является
наиболее  серьезным  последствием  случившихся  кореблекрушений  в
Керченском проливе. Но 7 тысяч тонн серы, которые лежат сейчас  на
дне пролива, также сулят мало хорошего. Тем более, что эта сера не
находится  в  контейнерах, как об этом заявляют официальные  лица.
Она лежит насыпом в трюмах затонувших кораблей.
  Тем  временем, шторм в Керченском проливе вновь усиливается, что
сводит   на  нет  попытки  прекратить  утечку  нефти  в   море   и
организовать  ее  сбор  с  поверхности. Черное    нефтяное   пятно
захватывает все  большую  акваторию и  катастрофа  приобретает все 
больший масштаб.
  Итак,  древняя  земля Тамани в полной мере "вкусила"  что  такое
нефть.  Это отнюдь не экономическое процветание, как ей  сулили  и
сулят   многочисленные  инвесторы.  Это  мертвые  птицы  и   рыба,
загаженные  море  и пляжи. Осевший на дно мазут  оставит  об  этой
катастрофе "долгую память", продолжая отравлять морскую  акваторию
региона в течение многих лет.
  В целом, катастрофа в Керченском проливе должна стать уроком для
властных  структур  России.  Они  обязаны  прислушаться  к  мнению
местного   населения  и  общественных  экологических  организаций,
которые  уже  более  10 лет пытаются доказать  им,  что  Таманский
полуостров - не место для нефтехимических портов.
  
  Андрей РУДОМАХА
  Виктория КУЧЕРЕНКО
  (Экологическая Вахта по Северному Кавказу)
  
  Дополнительная информация:
  Экологическая Вахта по Северному Кавказу:
  тел.: (8772)540607
  e-mail: <ies@rambler.ru>
  Общественная организация "За спасение Тамани!"
  тел.: (918)4554986
  e-mail: <taman-igor@yandex.ru>
==================================================================

На фотографиях - коса Тузла, 12 ноября 2007г.

Автор фотографий - Игорь Голубенков
(общественная организация "За спасение Тамани!")

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments