?

Log in

Star Wars, эпизод VII - Жизнь сквозь решето Сети
December 17th, 2015
01:20 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Star Wars, эпизод VII

Вернулся из кинотеатра, с первого сеанса премьеры. Точнее, он был первым во время анонса. Позже добавили ещё два сеанса, для самых упёртых фанатов — в полночь и 2:35.

Жизнь в химкинском к/т IMAX, самый большой экран России, началась всего за полчаса до сеанса. Единственный мерчендайз, который я заметил — небольшие пластиковые фигурки главных героев в подарок тем, кто купил «комбо». «Комбо» это огромное бумажное ведро с поп-корном и пластиковый стаканчик газировки, всё по сильно завышенной цене. Скажу лишь, что цена эта больше, чем стоимость весьма недешёвого билета.

На входе в зал стояла машина с рекламой Яндекса, сканирующая QR-коды электронных билетов. Меня это удивило, т.к. кинотеатр продаёт электронные билеты через кассу Рэмблера. Ну да ладно. Кинозал на моём сеансе был полон. Все места распроданы и самые дорогие места распроданы первыми.

Далее, под катом — мои впечатления от самого фильма. Они могут уточняться, по мере осмысления просмотренного и диалогов с другими зрителями. В пятницу 18 декабря я посмотрел фильм уже «в оригинале» (на английском языке) и не зря — переводчики много что извратили, не в последнюю очередь юмор и рассуждения про Силу.

Титры. На большом экране читаются очень хорошо и они действительно достойны 3D. Помню, на VHS можно было разобрать лишь последние две строчки. Вот Галактику с маленькой буквы (англ. the galaxy) им простить нельзя. Зачёт за новый способ показать длину Звёздного разрушителя, играя на изменении экспозиции. Старик Лор Сан, отдавший «флэшку» с картой Люка, видимо имел отношение к Академии джедаев, т.к. знал Бена Соло. Возможно, там и Рэй получила джедайскую подготовку, хотя каким-то образом ей удалось всё это забыть. Очевидно лишь то, что Лор Сан присматривал на Джакка за спрятанной Рэй, как Оби Ван на Татуине за приёмным Люком. Затем Рэй и дали легенду о том, что родители вернутся, чтобы далеко от своей Джакка не улетала.

Одна из особенностей VII эпизода — лица Финна («главнегра») и Рей мы видим лишь тогда, когда уже некоторое время их наблюдали, познакомились с их поведением.

Бегающие за Хэном Соло бихолдеры впечатлили. Недаром в титрах был трибьют Ubisoft'у.

Дисней упоминается лишь в завершающих титрах. Но, конечно же, это Дисней. Дисней, который пытается быть каноничным Лукасом. Он ищет и находит оправдания тому, что он Дисней. Самый яркий пример — огромный мультяшный Сноук, который ко всеобщему облегчению оказывается всего лишь необычайно (по меркам классической трилогии и приквелов) хорошей голограммой. Вообще, вселенная STAR WARS убивает своей вторичностью. Эпизоды V и VI расшифровывают IV. Эпизоды I, II и III бегают вокруг старой трилогии. Многочисленные фильмы и комиксы пережёвывают темы, поднятые в одной-двух сценах «канона».

Некоторым эти самоповторения даже нравятся. Они полезны — помогают запомнить мелочи вроде того, что Хэн Соло не любит роботов. Недавно я с радостью заметил сектор Аноат (известный по игре SW: Uprising) в сцене, где Хэн и Лея выбирают податься на Беспин. Той, где шутка про «систему Ландо». В эпизоде VIII множество штампов из главного эпизода IV и двух последующих.

Повторять в сиквелах ходы из удачного первого фильма, «натирая» одни и те же извилины зрителя и надеясь тем же способом заинтересовать ту же аудиторию, это азбука американского кинематографа. Уже стало традицией, что после перехода первого ученика на тёмную сторону новенький учитель-джедай уходит в отшельничество — только теперь это сделал Люк, а не Оби-Ван. Также этот уход Люка сравнивают с уходом Йоды в изгнание на Дагобар, после поражения в битве с Дарт Сидиусом.

Дроид, в котором повстанцы прячут от Империи секретные планы, открывает эпизод IV. «Семёрку» открывает BB-8, в котором сопротивление прячет от Первого Порядка секретную карту. Новизна в том, что техногенные планы «технологического ужаса» (Звезды смерти) заменили более гуманные планы поиска Люка Скайвокера. Люка, кстати, Империя во главе с Дарт Вейдером уже однажды искала, тоже начиная с титров. Теперь, правда, Люка разыскивает уже Сопротивление во главе с Леей, а Первый Порядок вместе с Кайло Реном на вторых ролях.

Дроид попадает в руки старьёвщиков (англ. scavengers), относительно агрессивных. На Татуине IV эпизода это джавы, на Джакку из VIII эпизода это внезапно человек, девушка Рей. Напомню, кстати, старьёвщика Уатто на планете Набу из первого эпизода трилогии приквелов, в подчинении которого несколько лет был самый сильный человек Галактики. Везде старьёвщики разные.

Кадры расстрела деревни на Джакку соответствуют кадрам уничтожения Анакином поселения Песчаных людей. База Старкиллера разрушает планеты ещё эффективнее, чем вторая Звезда смерти разрушала космические корабли. Многое из Звёздных войн повторяется Диснеем, но усиливается. Сила теперь не просто вышибает бластеры из рук, она останавливает в воздухе их выстрелы. Если в Эпизоде IV Хэн задолжал лишь Джаббе, здесь уже его разыскивают два кредитора, объединившись. Эти два отряда головорезов, кстати, подчёркивают, насколько крут Кайло с его «внутренними страданиями» — ну и то, что в собственного сына Хэн первым не стреляет.

Фейерверк разрушенных планет на небе Такодана многократно повторяет кадры уничтожение второй Звезды смерти на орбите Эндора. Впрочем, из-за конечности скорости света и большого расстояния между звёздами эти мгновенные взрывы могут оказаться таким же «ляпом», как звуки от космических взрывов старейшей трилогии. Уничтожение базы Старкиллера за считанные секунды до того, как она начнёт уничтожать базу повстанцев на д'Оаре — ещё одно самоцитирование из кульминации IV эпизода, когда первая Звезда смерти разрушена Люком за секунды до уничтожения ею четвёртой луны Явина.

Кстати, база Старкиллер действительно уничтожает столицу Новой Республики, превращая гражданскую войну с Сопротивлением в межгалактическую. Но эта столица не Корускант — Новая Республика перенесла свою столицу в Хосниан-Прайм (англ. Hosnian Prime). Примерно также русские революционеры после победы над царской Россией перенесли столицу из Ленинграда в Москву.

Отношения «отец и сын», показанные в эпизоде VII на примере «тёмного» Вейдера и «светлого» Люка «отзеркалали». По прежнему побеждает сын. Но теперь отец светлый, а сын — тёмный и вместо обращения отца «тёмный сын» его просто убивает. Вполне логичный исход, ведь Хэн не Люк и никакой Йода его не учил, как менять сердца перешедших на тёмную сторону. Неожиданное убийство Хэна остриём светового меча копирует момент убийства Квай-Гона, а диалог «помоги/спасибо» извращает тот момент, когда Люк снимает шлем отца. Само убийство Хэна не столь очевидно. Кайло формирует свой имидж бесноватого на основе образа Дарта Вейдера — и умело манипулирует Хэном с помощью своих задушевных терзаний и откровений. Не просто ожидая удобного момента для решающего удара, а активно подстраивая его. Пишут, что сразу после отцеубийства глаза Кайло пожелтели, как у Анакина в Эпизоде III. Надо будет присмотреться.

Сцена, когда Лея чувствует смерть мужа, повторяет сразу две сцены — Оби Ван во время уничтожения Альдераана и «Размышения Падме» (англ. Padme's Ruminations, саундтрек к эпизоду III, №8/15), когда она и Анакин стоят возле окон в конце III эпизода. Горечь здесь в том, что Хэна на смерть (а Анакина на убийства) толкает любимая женщина — Лея вербальной просьбой вернуть сына, а её матушка Падме своими невысказанными чувствами. Сцена первого поцелуя Хэна и Леи разбита на две — в первой C3-PO традиционно встаёт между Хэном и Леей (ну такие у них эротические игры на троих, видимо уже привычка), во второй на базе Старкиллера целуются(?) молодые Финн и Рэй («Сначала спасение, потом объятия», в русском дубляже этот момент смазан). Поцелуй главной юной героини служит платой, на этот раз за инициативу Финна в деле её спасения — в этом он напоминает поцелуй «на удачу» Леи и Люка над пропастью первой Звезды смерти. Снятие щитов отрядом пехоты перед решающим ударом истребителями, это такая же вечная тема Звёздных войн, как использование отвлекающих манёвров. Новизна здесь в том, что догадаться, как полностью «отключить щит» отряду Хэна пришлось по ходу дела — это как первое его путешествие на Звезду смерти без плана, импровизация по ходу спасения принцессы Леи.

Бывает, что повторы выполнены Диснеем в качестве шутки или даже насмешки над классической трилогией. Так, например, зал хохотал, когда Кайло снял свой шлем перед Рэй. Физиономия явного гика — что на русский иногда переводят словом «ботаник», а иногда и грубым «задрот». Интересно, что именно так выглядит образ любителя научной фантастики (и Звёздных войн) в массовом сознании американцев. Шлем Дарта Вейдера был же несъёмный и вынужденной мерой, а не данью традиции — Вейдер мог умереть, проходя без него слишком долго. Напоминает лётное училище из Пелевина, где начинающим лётчикам отрубали ноги в честь Маресьева.

Также это стёб над фанатами STAR WARS, которые надевают шлем Вейдера, хотя сами в таком костыле жизнеобеспечения не нуждаются. Русский фэндом раздул из Дарт Вейдера культ — вплоть до того, что чувак в маске попытался стать кандидатом в президенты Украины. Вряд ли такого ожидал Лукас. Теперь Абрамс кинул в толпу Кайло, из которого сделать культ несколько сложнее. :-)

Есть и серьёзный момент — не покалечь Оби Ван Анакина, Дарт Вейдер выглядел бы не роботом, а ровно вот таким патлатым няшкой, как Кайло. Лея права, гены дедушки тут прослеживаются хорошо.

Многие моменты были заранее «подсвечены» трейлерами, например «молитва» перед шлемом Дарта Вейдера. Были места, где прошибает на слезу. Например Рэй и световой меч, убийство Хэна и т.д. Сильный момент, когда Рэй после победы в захватывающем поединке возвращается к Финну, а чуть позже к ним присоединяется Чубакка на Соколе. В Звёздных войнах всегда после хорошего или плохого есть вот эта «добавка» "it's worse". Лучше всего на экране эпизода VII она видна, когда на глазах Финна в песках Джакку взорвался TIE-истребитель.

Откуда у Маз появился меч Анакина, утерянный Люком на Беспине и почему он вызвал у Рэй такие видения, Маз обещала рассказать позднее («Хороший вопрос, но в другой раз»). Смысл же видений Рэй — явно тема следующего эпизода. Отмечу лишь здесь, что это не только тот меч, который Вейдер отсёк вместе с рукой Люка. Но и тот самый меч, которым Анакин убивал янлингов в джедайском Храме на Корусканте. Интересно, что за право обладания этим мечом сражаются Рэй и Рэн — видимо, наследники Анакина по мужской и женской линиям.

Ругать сценаристов, что неопытная Рэй «победила» полуобученного Кайло не стоит. Во-первых, победы над Кайло не было. Рэй удалось сбежать (как сбегали главные герои ОТ десятки раз), т.к. трещина крушащейся планеты разделила их. Убить её Кайло не мог, т.к. Сноук просил Кайло доставить к нему Рэй, а не её труп. Кайло был измотан после двух побед — над Хэном и Финном, да ещё в эмоциональном кризисе после отцеубийства. Также Чубакка пальнул в Кайло из довольно мощного арбалета, а взрыв базы добавил физических и эмоциональных повреждений. Выйти из неравной битвы Рэй смогла, когда Кайло напомнил ей про Силу и Рэй наконец-таки последовала совету невероятно древней и мудрой Маз, закрыв глаза и расслабившись.

Русская озвучка сцены со штурмовиком из ряда вон плохая. Свои три одинаковые команды Рэй произносила с разными интонациями и Jedi mind trick сработал тогда, когда Рэй удалось достичь спокойствия.

Сцена с вытаскиванием из снега светового меча взята из такой же сцены Люка на Хоте. Абрамс задался вопросом: «А что, если бы рядом с Люком был другой форс-юзер?» Меч вытаскивал Кайло, а Рей всего лишь изменила траекторию уже летящего меча — находясь на том же эмоциональном подъёме, что и свеженький рыцарь Оби-Ван сразу после убийства Дарт Молом его учителя и друга Квай-Гона. Вообще, в Рей пробуждаются многие «спящие» способности, вроде вождения Сокола, mind tricks джедаев и умения драки на световых мечах. На то оно и Пробуждение силы.

Впрочем, R2-D2 тоже пробудился, из своего спящего режима. Не совсем ясно, откуда R2-D2 достал почти полную карту и почему он это сделал в тот момент, когда сделал. Могу лишь предположить, что R2-D2 был дистанционно активирован Люком. Известно, что джедаи могут чувствовать уничтожение целых планет — даже если не следят за новостями.

Про Финна говорили, что он сын «первонегра» Ландо — это информации в VII эпизоде ещё нет. Как и самого Ландо. В IV эпизоде был простой белый парень Люк, фермер. В VII показали простого чёрного парня Финна, сантехника. Актёра под Рена, видимо, так и выбрали, чтобы вся критика сосредоточилась на его внешности — и Финн на этом фоне смотрелся нормально. Слова «я не убийца» вложили в уста Финна гоблины-переводчики — видимо в одной команде с кремлеботами, которые распространяет в Сети печально модное в России «невзоровское сочувствие» террористам в военной форме: «Говорил не убийца, а расфигачил пол-базы». Без лже-переводчиков Финн говорил «I don't want to kill for them» («Я не хочу для них убивать.») Необходимость жестокой расправы с убийцами Финна не смущала, хотя поначалу он предпочитал убегать от неё. Вот расстреливать по команде религиозного фанатика Кайло Рена мирное население деревни на Джакку, это Финну было не по нраву. «Пластиковая палка» штурмовика, которую не мог перебить световой меч Финна, имела прототип — посохи антиджедайских роботов-стражников Гривуса.

Происхождение Рэй в VII эпизоде не раскрыто. Из видений следует, что её оставили на Джакку в детстве — и она ждёт, что к ней вернутся. Точно также неясно, откуда взялся Сноук, совративший Кайло на тёмную сторону. В русском дубляже есть рассуждения о светлой стороне, как о «добре», а злой стороне, как «зле» — не характерные для других шести эпизодов.

В начале каждой из трилогий принято давать объяснение Силы. И если в эпизоде I это объяснение научно-фантастическое, а в эпизоде IV мистическое, то Дисней свёл всё к вере. «Это всё правда» — и долгий убедительный взгляд Хэна Соло, как очевидца. У Лукаса в IV эпизоде Хэн был удачливым скептиком — «дураком, следующим за дураком». Он даже пожелал Люку «Да прибудет с тобой Сила» перед битвой при Явине весьма неохотно.

Весьма вольно Дисней поступил с «Расширенной Вселенной» Лукаса. Да, первый сын Хэна и Леи (Джейсон) также переходит на Тёмную сторону и причинил Галактике кучу проблем. Но в книгах, например, Лея учится у Люка и становится джедаем. Здесь же она — генерал Сопротивления. Зато «Расширенная Вселенная» объясняет, почему Первый Порядок смог достичь такого могущества, что построил новое супероружие.

Действие VII эпизода происходит в тех секторах Галактики, которую Новая Республика ещё не смогла отвоевать и которая находится под останками Империи. Если Новую Республику уподобить СССР после свержения русской Империи в 1917 году, то показанное в фильме Сопротивление это европейские и американские коммунисты.

В целом фильм понравился. Много юмора, динамичные ситуации и напряжение чувств. В критический момент всегда приходит подмога и «наши» всегда (ну почти всегда) побеждают. У Лукаса такое было в «чётных» фильмах. Здесь семёрка «тёмная», т.к. Галактика показана изнутри Первого Порядка. Новая Республика в кадре только несколько секунд, сцена уничтожения планет. Ну и да, дико постарели главные герои. Непривычно такое видеть — раньше герои взрослели, а «старел» только кукольный Йода. Единственный «старик Бен» в IV эпизоде выглядит лучше, хотя надо будет пересмотреть. В целом возрастной акцент Звёздных войн идёт от детства I эпизода в сторону старости VII эпизода и последующих.

Очаровательное 3D. Особенно запомнилось, когда Звёздный разрушитель высунулся в зал и дали его рассмотреть! Вообще, VII эпизод это IV эпизод на глутамате натрия, настолько все сюжетные ходы Звёздных войн постарались усилить — разница, как между «стиральной машиной» R2-D2 («голова» движется в одном измерении) и «магнитным грибом» BB-8 («шляпка» вращается по всей поверхности сферы).

Этого и следовало ожидать. За прошедшие десятилетия IV эпизод настолько изучен, а его косточки обглоданы и обсосаны, что идей об его улучшении накопилось масса. Эпизод VII воспринимается, как римейк «четвёрки» с усилением сюжетных ходов и в изобразительных технологиях XXI века.

Воздействие «семёрки» на свежую аудиторию может оказаться таким сильным, что более скромная «классическая» трилогия станет ей интересна лишь, как предыстория некоторых «стариков». Нечто подобное уже произошло в сериалах Battlestar Galactica, V и пытается пробить себе дорогу в Star Trek. От Джона Уильямса я ждал больше. Но после прослушивания саундтрека начинаешь узнавать мелодии и это делает фильм таким же динамичным, как классическая трилогия. Марш Сопротивления явный хит и со временем может составить конкуренцию Имперскому маршу.

P.S. По техническим причинам моя подборка лучшего из сетевых обсуждений вынесена в отдельную запись.

Tags: ,

(2 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:cross_join
Date:December 17th, 2015 11:55 am (UTC)
(Link)
Я тоже отметился
http://cross-join.livejournal.com/80637.html
[User Picture]
From:Pavel Smash
Date:December 17th, 2015 05:22 pm (UTC)

SW7

(Link)
Очень точно подметили, "натирают до дыр" одну и ту же "мозоль" в сюжетных связях между фильмами ЗВ. Увы, нужно понимать, что все творчество нацелено на маркетинговые цели. Если фильм не будет трогать струны фанатов, если он провалится в прокате из-за слишком смелых сценаристов, он не окупится, а значит, франшиза станет убыточной, следовательно, англиканский, консерватиный подход во всем. Сплошные цитаты из ОТ, неумелое "хомячество" из (теперь уже) неканоничной РВ. И все же снято добротно. Видно, (интервью, съемоная площадка) как Абрамс жутко нервничает, хоть и скрывает это, на него давят все и продюсеры и франшизодержатели и фанаты (на коих ему, по большому счету насрать)... но он держится молодцом.
BB8 - удачный на мой взгляд... За него Абрамсу и студии эффектов Лукаса отдельное спасибо.
Спасибо и вам за подробный отзыв.
Arvi the Hacker Powered by LiveJournal.com